Двойная загрузка Windows 8.1 + Gentoo (GPT, UEFI) на одном HDD

Всем привет!
Сразу предупреждаю - я слабоват в Linux.
Ставил разные дистрибутивы Linux (Debian, Ubuntu, Arch, Fedora) - без проблем...
Сразу оговорюсь, что до этого у меня была мать с BIOS и таблица разделов винта MBR...

Сменил недавно железо - материнку (MSI X79A-GD65 (8D)), CPU i7-4930k, видеокарту GTX760, ну и памяти ...
Сразу был нацелен под двойную установку систем Windows + Linux...
Так-как многие дистрибутивы я уже пробовал и мне они, по некоторым параметрам, не подходили решил установить Gentoo.

Разметил винт (1Тб) под GPT.
В UEFI (BIOS) отменил Fast boot, Secure Boot и перевел мать в режим загрузки UEFI.
Разметил диск:
300М (2700) Basic data partition
550M (ef00) EFI system partition
128M (0c01) Microsoft reserved part
150G (0700) Basic data partition

Установил Windows 8.1 (x64) - ok

Стал вопрос об установке Gentoo:
Нужно разметить винт и правильно смонтировать разделы...
Прочитал много статей, но то-ли я нуб, то-ли описания слишком поверхностно ...

В чем проблема?
Я не знаю как правильно размечать и монтировать разделы для установки, а особенно меня интересует раздел с EFI (sda2).
Я все делаю поэтапно, поэтому на этом этапе меня конкретно интересует:
1 - сколько и какие разделы мне создать
2 - какой и как раздел монтировать для установки
Все остальные вопросы по установке, которые возникнут позже при установке,буду разбирать позже...

Мои соображения:
Способ 1:
1.
К моим разделам добавляю:
100М (8300) Linux filesystem (boot)
16 – 20Gb (8200) Linux swap (RAM у меня 16Gb) (SWAP)
(other part) GB (8300) Linux filesystem
(/)

2.
mkfs.ext2 /dev/sda5
mkfs.ext4 /dev/sda7
mkswap /dev/sda6
swapon /dev/sda6

3.
mount /dev/sda7 /mnt/gentoo
mkdir /mnt/gentoo/boot
mount /dev/sda5 /mnt/gentoo/boot
mkdir /mnt/gentoo/boot/efi
mount /dev/sda2 /mnt/gentoo/boot/efi

Способ 2:
1.
К моим разделам добавляю:
16 – 20Gb (8200) Linux swap (RAM у меня 16Gb) (SWAP)
(other part) GB (8300) Linux filesystem
(/)

2.
mkfs.ext4 /dev/sda6
mkswap /dev/sda5
swapon /dev/sda5

3.
mount /dev/sda6 /mnt/gentoo
mkdir /mnt/gentoo/boot
mount /dev/sda2 /mnt/gentoo/boot

Способ 3:
1.
К моим разделам добавляю:
100М (8300) Linux filesystem (boot)
16 – 20Gb (8200) Linux swap (RAM у меня 16Gb) (SWAP)
(other part) GB (8300) Linux filesystem
(/)

2.
mkfs.ext2 /dev/sda5
mkfs.ext4 /dev/sda7
mkswap /dev/sda6
swapon /dev/sda6

3.
mount /dev/sda7 /mnt/gentoo
mkdir /mnt/gentoo/boot
mount /dev/sda2 /mnt/gentoo/boot
mkfir /mnt/gentoo/boot/boot
mount /dev/sda5 /mnt/gentoo/boot/boot

Вообще у меня проблема с понимание разметки и монтирования разделов диска на винт с таблицей разделов GPT, с загрузкой в режима UEFI.
Помогите плиз!

В общем случае вам достаточно

В общем случае вам достаточно создать три раздела, раздел под корень, swap и /home. Далее создаёте файловые системы, монтируете их, разворачиваете stage3, всё согласно Gentoo Handbook, далее собираете ядро. В случае efi возможны два способа организации загрузки, собрать ядро с поддержкой efi stub loader и через EFI грузить сразу ядро Linux, в котором прописать все необходимые параметры, ядро также должно быть собрано с поддержкой корневой файловой системы и контроллера жёстких дисков монолитно, либо использовать загрузчик, который будет загружать ядро.

Вот вам две ссылки на соответствующие wiki страницы:
- http://wiki.gentoo.org/wiki/EFI_stub_kernel ;
- http://wiki.gentoo.org/wiki/GRUB2 ;

Отдельный EFI раздел создавать не нужно, используйте раздел, который создался при установке windows.

Спасибо Вам за ответ. Ваши

Спасибо Вам за ответ.
Ваши ссылки весьма кстати, но я так и не получил ответ на вопрос:
-как правильно монтировать EFI (sda2), вернее в какую директорию?
Создать директорию boot в корневом каталоге и монтировать sda2 в нее или еще ка кто по другому?
Спасибо.

Почитайте ссылку по установке

Почитайте ссылку по установке загрузчика, там всё расписано.

О двойной загрузке Windows

О двойной загрузке Windows Gentoo я вроде ничего не вижу, вижу только FreeBSD + Gentoo..
О загрузке с UEFI + GPT сказано, но только об обычной инсталляции Gentoo.
Насколько я понял из ваших слов, мне нужно создать дополнительно 2 раздела (swap, /), монтировать их уставить и собрать ядро, установить загрузчик GrUB2 по этому рецепту:
http://wiki.gentoo.org/wiki/GRUB2#UEFI.2FGPT
и все должно работать?
Монтировать EFI раздел вообще не нужо?
Раздел boot, который монтируется в директорию boot вообще ненужен? Я правильно понимаю?
Я все делаю поэтапно, поэтому на этом этапе меня конкретно интересует:
1 - сколько и какие разделы мне создать
2 - какой и как раздел монтировать для установки

Все остальные вопросы будут позже...
Спасибо.

PS. Я улыбаюсь когда вижу ответ в виде ссылок - мне это напоминает как один человек спрашивает другого:
-Ты веруешь в Бога?
-Почитай Библию и поймешь. - ответил тот..

Сказано об этом к тому, что сразу тыкают в Google или "Настольную книгу" (иногда это полезно и нужно) а ответить своими словами и дать ссылку на источник не каждый хочет. :-)

Что-то подобное делал, но

Что-то подобное делал, но очень давно. Кажется было так:
1. Размечал диск под LiveCd.
2. Устанавливал Linux.
3. Устанавливал Windows, загрузчик Win уничтожал grub.
4. Соответственно, следующий этап: загрузка с LiveCd и восстановление grub.
5. Далее запись для Windows в grub.conf
Даже помню часть сточки, влияющей на передачу загрузки по цепочке: тра-та-та chainloader +1
(передача управления загрузчику Windows или просто его вызов, как хотите). UPD: По ссылкам выше все это есть.
Однако, некоторое время назад пришел к пониманию, что держать на одном диске две системы не очень эффективно.
В итоге был приобретен отдельный диск - это тоже давно было:)
К тому же, современный BiOS многих современных плат обязан поддерживать отдельную клавишу для вызова собственного загрузчика.
Во всяком случае на ASRock - это так, и эта функция мной экплуатируется довольно давно.

My website: http://comb.org.ru

С ноября 2022 нетбук HP mini (Processor: Atom n570)

Да,Вы правы - лучше ставить

Да,Вы правы - лучше ставить на другой HDD.
Но уйти от проблемы - это не решение таковой!
Предположим,что моему знакомому или будущему клиенту нужно установить 2 системы в той конфигурации, что я указал и тратится на 2ой HDD он не намерен или это ноутбук без возможности установки 2-го HDD..
Как быть тогда?
Если мы настоящие Gentoo-шники, то мы должны эту проблему решить и помочь в дальнейшем ее решить будущим пользователям!

В меня могут полететь

В меня могут полететь помидоры, но чем не устраивает классический вариант из handbook?

/dev/sda1 boot
/dev/sda2 swap
/dev/sda3 /

/dev/sda4 ntfs 1

My website: http://comb.org.ru

С ноября 2022 нетбук HP mini (Processor: Atom n570)

Вы начало топика читали!?Я

Вы начало топика читали!?
Я вроде ясно все изложил - двойная загрузка!
Windows должна стоять первая...
И таблица разделов GPT под UEFI а не BIOS

Black_Ru написал(а): Однако,

Black_Ru написал(а):
Однако, некоторое время назад пришел к пониманию, что держать на одном диске две системы не очень эффективно.

Тоже пришёл к такому выводу... Уж слишком много геморроя доставляет

assiszoom написал(а):
Да,Вы правы - лучше ставить на другой HDD.
Но уйти от проблемы - это не решение таковой!
Предположим,что моему знакомому или будущему клиенту нужно установить 2 системы в той конфигурации, что я указал и тратится на 2ой HDD он не намерен или это ноутбук без возможности установки 2-го HDD..
Как быть тогда?
Если мы настоящие Gentoo-шники, то мы должны эту проблему решить и помочь в дальнейшем ее решить будущим пользователям!

А джентушники уже давно решили :) Винду если устанавливать, то на USB-носитель, который потом можно будет подключать/загружаться с любого компа, поддерживающего загрузку с USB.

Цитата: Раздел boot, который

Цитата:
Раздел boot, который монтируется в директорию boot вообще ненужен? Я правильно понимаю?

Хотите делайте, хотите нет.

Цитата:
Я все делаю поэтапно, поэтому на этом этапе меня конкретно интересует:
1 - сколько и какие разделы мне создать
2 - какой и как раздел монтировать для установки

Gentoo даёт вам свободу выбора, поэтому вы можете сделать хоть вообще один раздел, а swap сделать, к примеру файлом, хоть два раздела, корень и swap отдельно, хоть три, корень, swap и /home, хоть вообще делайте 10,
- / (2 Gb)
- /home (100Gb)
- /usr (10Gb)
- /usr/src (10Gb)
- /usr/portage (4Gb)
- /usr/portage/distfiles (10Gb)
- /usr/portage/packages (10Gb)
- /var (2Gb)
- /opt (2-4Gb)
- swap
- /var/tmp/portage (20Gb)

Если хотите так и сможете настроить - делайте.

У меня настроено как я привёл выше, с использованием LVM томов.

Если хотите настраивать так же, то не забудьте initramfs.

А вообще всё это расписано в Gentoo Handbook, который есть даже на русском, ссылку давать не буду, сами найдёте, только читайте официальный на gentoo.org.

Цитата:
О двойной загрузке Windows Gentoo я вроде ничего не вижу, вижу только FreeBSD + Gentoo..
О загрузке с UEFI + GPT сказано, но только об обычной инсталляции Gentoo.
Насколько я понял из ваших слов, мне нужно создать дополнительно 2 раздела (swap, /), монтировать их уставить и собрать ядро, установить загрузчик GrUB2 по этому рецепту:
http://wiki.gentoo.org/wiki/GRUB2#UEFI.2FGPT
и все должно работать?

Я вам уже написал, что у вас есть раздел EFI System, который создала Windows, в wiki написано, что вам в этот раздел нужно поместить efi образ загрузчика, так делайте по аналогии, с учётом особенностей вашей ситуации. Человеку мозг дан не для того, что бы бездумно действовать как мартышка, а для того, что бы думать. Я вам дал направление где получить нужные вам сведения, так оптимизируйте их к вашей ситуации. В общем случае EFI ищет исполняемые EFI образы на всём EFI System разделе.

Спасибо за труды, но я так и

Спасибо за труды, но я так и не понял - нужно монтировать EFI System раздел в файловую систему при установке Gentoo или нет?
Я просто хочу понять основательно, ведь в Gentoo Handbook всеми языками описано:
https://www.gentoo.org/doc/ru/handbook/handbook-amd64.xml?part=1&chap=4#doc_chap6
, где описан случай с таблицей MBR а вот, надо монтировать и если надо, то куда его монтировать, этот раздел sda2 (EFI)?
Просто скажите нужно его монтировать или нет. И если да, то как?..
Я прекрасно понимаю, что Windows уже создала загрузчик в разделе sda2 (EFI)... Мне интересно - как подключить этот раздел вовремя установки gentoo и нужно-ли это делать вообще?

Многие освоив Linux не хотят делится подробностями и секретами, что в свою очередь отталкивает многих пользователей ПК от этой оси...
Я ведь непросто сказал, что я "ламер" или "чайник" ... У вас уникальная возможность стать учителем... Таких как я миллионы!
И многим недостаточно услышать - так нельзя...
Возникает встречный вопрос - почему?

У вас уникальная возможность

У вас уникальная возможность стать учителем... Таких как я миллионы!

не хотелось бы упустить уникальную возможность услышать разъяснения по поводу того, как «миллионы» согласуются с «уникальный»

Цитата: Спасибо за труды, но

Цитата:
Спасибо за труды, но я так и не понял - нужно монтировать EFI System раздел в файловую систему при установке Gentoo или нет?

Идите отсюда. Gentoo не для вас, вас ждут на Ubuntu.com.

Цитата:
Просто скажите нужно его монтировать или нет. И если да, то как?..

Я дал вам ссылку на установку загрузчика Grub2 с поддержкой EFI, там расписано куда и как монтировать раздел EFI. Он у вас уже создан во врему установки Windows, поэтому создавать новый не нужно. Если вы не можете прочиать руководство по установке Grub2 в частности раздел по установки с применением EFI и сложить 2+2, то я вам ещё раз повторяю, идите отсюда на Ubuntu.com, Gentoo не для вас.

Цитата:
Я прекрасно понимаю, что Windows уже создала загрузчик в разделе sda2 (EFI)... Мне интересно - как подключить этот раздел вовремя установки gentoo и нужно-ли это делать вообще?

Это радуеи, что понимаете, так если он у вас уже есть, так перейдите по статье, которую я указал к шагу где показано куда нужно монтировать этот раздел. И раздел этот нужно монтировать только при установке загрузчика. Там указано куда, если вы не можете прочитать текст, в котором точно указано как и что делать, то я вам ещё раз повторяю, идите отсюда на Ubuntu.com, Gentoo не для вас.

Цитата:
Многие освоив Linux не хотят делится подробностями и секретами, что в свою очередь отталкивает многих пользователей ПК от этой оси...

Так не ни каких секретов, всё расписано, надо только включить мозг и подумать как поступить в условиях вашей ситуации. Я точно так же всё делал с использованием указанной документации и как ни странно, исходя из ваших сообщений, что смог установить Grub2 с поддержкой EFI при наличии Windows, следуя лишь указанной статье. Не вижу смысла писать ещё что-то, ведь того, что указано в статье по установке Grub2 с поддержкой EFI достаточно и для вашей ситуации, если вы не можете понять как поступить в вашей ситуации, то я вам повторю ещё раз, идите отсюда на Ubuntu.com, Gentoo не для вас.

Цитата:
Я ведь непросто сказал, что я "ламер" или "чайник" ... У вас уникальная возможность стать учителем... Таких как я миллионы!

Меня не прельщает учить таких как вы, которые как говорится "глядят в книгу, а видят фигу". Если вы не можете понять написанный текст, в частности общую ситуацию, которая описана для установки системы с поддержкой загрузки через EFI с нуля, от создания раздела EFI System, его монтирования, в указанную директорию, ну и установки загрузчика, то это как раз описанная ситуация про "фигу". Так что я вам повтяю ещё раз, идите отсюда на Ubuntu.com, Gentoo не для вас.

Цитата:
И многим недостаточно услышать - так нельзя...
Возникает встречный вопрос - почему?

Я вам вообще не сказал, что что-то нельзя, как раз наоборот, сказал, что можно так, вот так и даже так, делайте как хотите. В Gentoo много возможностей и вариантов по установке, в Gentoo Handbook и в указанных руководствах зачастую описан самый простой способ, который можно оптимизировать под вашу ситуацию или вообще поступить по другому. Но той статьи, что я вам дал достаточно, вам надо лишь пропустить шаг создания EFI System раздела при установке Grub2 и дальше следовать статье, если вы не можете этого понять, то я вам повторяю ещё раз, идите отсюда, Gentoo не для вас.

Цитата:
https://www.gentoo.org/doc/ru/handbook/handbook-amd64.xml?part=1&chap=4#doc_chap6
, где описан случай с таблицей MBR а вот, надо монтировать и если надо, то куда его монтировать, этот раздел sda2 (EFI)?

Здесь описан общий случай, самый простой. Я вам дал ссылку на wiki страницу, в которой описана установка Grub2 с поддержкой EFI, следуйте ей, там указано куда нужно монтировать раздел EFI System, если вы не можете понять это, то я вам повторю ещё раз, идите отсюда на Ubuntu.com, Gentoo не для вас.

Писать для вас делай раз, делай два, делай три не вижу смысла, всё это расписано в указанной wiki странице. Если вы не понимаете английский, так воспользуйтесь онлайн переводчиком, впрочем там написано всё очень простым языком.

Удачи.

Вот, Костик, ты и начинаешь

Вот, Костик, ты и начинаешь понимать причины ворчливости слепноги да и многих других коллег по цеху.

Пользуясь моментом, хочу передать привет друзьям, которые также пользуются "Моментом"

Костик, ну в этом есть же и

Костик, ну в этом есть же и комическая сторона. А иначе и перегореть недолго :)

Простите меня все за оффтоп

Простите меня все за оффтоп очередной.
Видимо, почти все проходят одни и те же стадии освоения:
1. Несколько систем на одном диске.
2. Сборка собственного дистрибутива.
3. Попытка установить Gentoo на все, на что можно: ноутбук, планшет, телефон, маршрутизатор, флешка - стандартный минимум.

P.S.
Дальше у многих может случится день сурка :).
так как с некоторой долей вероятности вы придете на канал irc gentoo-ru и спросите, не устанавливал ли кто-нибудь Gentoo на устройства с процессором Arm, и, наверное, Corvus или partafin вам ответят - да, кто-то устанавливал, но это творческое занятие. :)

И то что я написал сейчас, до меня уже вероятно уже писали.

My website: http://comb.org.ru

С ноября 2022 нетбук HP mini (Processor: Atom n570)

Спасибо Вам! И если Вы знаете

Спасибо Вам!
И если Вы знаете где есть ответ дайте ссылку или поделитесь опытом ...
Спасибо!

Я вам уже дал ссылку,

Я вам уже дал ссылку, прочитайте уже, хватит показывать всем, что у вас проблемы с мышлением.

/

kostik87 написал(а):
Я вам уже дал ссылку, прочитайте уже, хватит показывать всем, что у вас проблемы с мышлением.

Тебе не кажется, что ты путаешь навыки то ли чтения, то ли понимания прочитанного с мышлением?

:wq
--
Live free or die

Вам уже всё

Вам уже всё рассказали.
Размечаете диск, у меня например так:
/dev/sda1 fat32 /boot
/dev/sda2 служебный раздел виндоус (ставил сначала винду, потом переносил Gentoo, потому он создался автоматически)
/dev/sda3 ntfs /windows/C
/dev/sda4 f2fs /

Ставите системы. Затем собираете ядро, руководствуясь: http://wiki.gentoo.org/wiki/EFI_stub_kernel
С помощью sys-boot/efibootmgr Убираете лишние пункты в загрузчике-EFI и выбираете систему которая будет грузится по умолчанию.
PROFIT...

Если проблемы с английским языком, то гуглите статьи на хабре, там есть пара вменяемых статей на русском языке.

P.S.: Насчёт проблем при двух системах на одном винте: ИМХО - бред.

В готовности к облому - наша сила! (с)

Кто писал о проблемах? Для

Кто писал о проблемах? Для вас неэффективность это синоним слова проблема?
Диск стоит 900 р. Конечно, не так уж и дорого, чтобы
разделить то, что разделить вполне логично. Екнется диск, получите нерабочую машину. Если у автора цель обучение, эксперименты с системой, т.е. практика, понять можно. Ждать, что к нему придет клиент и попросит Винду и Генту на ноутбук? Не слышал о таких случаях. Т.е. возвращаемся к мотиву обучение, тогда goto сообщение Костика со ссылками.

Извиняюсь за опечатки пишу с читалки дверцы микроволновки, в которую всроен планшет на котором Gentoo.

My website: http://comb.org.ru

С ноября 2022 нетбук HP mini (Processor: Atom n570)

Можно уточнить, какой диск

Можно уточнить, какой диск стоит 900 руб? У меня вот ссд 64Гб минимальный был взят под 2 системы и он даже б.у.-шный не стоит столько... Второй - винчестер под файлопомойку.
Если говорить о надёжности и 2 винтах одинаковых под системы, то лучше, ИМХО, RAID 1 собрать. Тогда при отказе 1 винта у меня всё сохранится на 2-м :)

В готовности к облому - наша сила! (с)

Цены измннились , сейчас диск

Цены измннились , сейчас диск в олди за 1900 можно взять

My website: http://comb.org.ru

С ноября 2022 нетбук HP mini (Processor: Atom n570)

Также можно взять msata 32G

Также можно взять msata 32G за $25. если есть традиционный ЖД.

Ребята, хорошо, что я от вас

Ребята, хорошо, что я от вас далеко нахожусь и не слышу ваших воплей....
Помойму Вы немного перетрудились в ковыряниях "кишок" Gentoo ....
Вам-бы отдохнуть... :-)

Я понял все, осознал, читаю в захлеб инфу и никуда отсель не пойду!
Пошли вы сами в Ubu-дупу!!!!))))

Если говорить о кошерности.

Если говорить о кошерности. Некоторые платы и процессоры поддерживают проброс оборудования в виртуальные машины.
Т.е. кошерным представляется избавление пользователя от перезагрузки системы в случае необходимости перейти в Windows - использование qemu/kvm, VirtualBox и иных средств виртуализации.
Если в виртуальной машине требуется работа с графикой - установка второй видеокарты и проброс карты в виртуальную машину.

Тут такое владение пальцами не приветствуется. Лучше бы потратили время на чтение инструкции, чем на поиск этой картинки.

My website: http://comb.org.ru

С ноября 2022 нетбук HP mini (Processor: Atom n570)

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".